Владимир Талапов
Основные тезисы об ошибках при внедрении BIM
В этой статье их сформулировано десять, хотя можно было бы написать и двадцать, и сто двадцать – фактического материала о внедрении BIM в нашей стране уже накопилось много. Но все же стоит остановиться на десяти наиболее общих, и адресовать их хочется в первую очередь руководителям проектных организаций, которые своими решениями определяют направление работы и в значительной степени закладывают успех внедрения новой технологии.
1. BIM – это не CAD!
Эта простая фраза означает, что имевшийся ранее, пусть даже весьма успешный, опыт внедрения чертежных программ здесь не проходит, поскольку меняется не инструментарий, а технология проектирования.
2. Не надо переводить на BIM всех сразу, да еще в приказном порядке.
Все в равной степени и с равной скоростью новую технологию осваивать не могут. Поэтому очень важно определить тех, кто хочет и может освоить BIM, и отделить их от тех, кто по разным причинам этого не хочет или не может сделать. Ведь наша конечная цель - получить работоспособную организацию, а не хаос. Да и сотрудникам, оставшимся в CAD, работы хватит. Но постепенно BIM-подразделение будет «вытеснять» CAD-подразделение.
3. На начальном этапе перехода на BIM неизбежно падает производительность труда.
С этим бесполезно бороться, это надо знать, учитывать в работе и по возможности сводить до минимума.
4. Для внедрения BIM нужны средства.
На слайде показано, куда они должны пойти, при этом ничего не говорится о смене компьютерной техники – эти расходы относятся к постоянным и зависят от ситуации в каждой конкретной организации.
5. Переход на BIM потребует пересмотра организации самого процесса проектирования.
6. Переход на BIM потребует административно-кадровых изменений.
Но эти изменения зависят от специфики и степени проработанности существующих внутренних связей в каждой фирме.
7. Возникает необходимость в новых специалистах – BIM-менеджерах.
Об этом мы уже много писали, но опыт внедрения показывает, что роль BIM-менеджеров только усиливается.
8. Обучение сотрудников носит исключительно важный характер.
На этом не надо экономить!
9. Нельзя недооценивать пилотные проекты.
Основные задачи, решаемые пилотными проектами:
- Практическое освоение технологии BIM;
- Продолжение обучения сотрудников;
- Приобретение опыта использования новых программ;
- Приобретение опыта взаимодействия;
- Определение лидеров (будущих BIM-менеджеров);
- Определение «слабых звеньев» в коллективе;
- Совершенствование организационной структуры коллектива;
- Наработка библиотечных элементов и шаблонов проектов;
- Выработка способов взаимодействия разных групп;
- Совершенствование стандартов оформления документации.
10. Очень полезен внешний консалтинг.
Действуйте по принципу: «Ум хорошо, а два лучше!» К тому же внешние фирмы-консультанты видят шире и имеют большую практику внедрения, для них типичные ошибки уже известны, решения многих проблем - тоже. Но это должны быть знающие фирмы.